Функция
по надзору за капитанами морских портов в части выдачи окончательных
заключений расследований аварийных дел согласно п. 3.4 действующего
Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных
случаев с судами (ПРАС-90) исполняется Госморречнадзором. Подробно
рассматриваются, вносятся необходимые замечания, дополнения и при
необходимости возвращаются на дополнительное расследование дела не
только по аварийным происшествиям, авариям и кораблекрушениям,
учитываемым в статистике, но и аварийные дела с основной виной
иностранных судов, а также аварийные дела по эксплуатационным
происшествиям, которые также подлежат направлению на утверждение.
В
2008 году по морскому транспорту поступило 97 аварийных дел. Всего с
учетом дел, поступивших в конце 2007 года, рассмотрение которых было
перенесено на 2008 год, в отчетном году рассмотрено 102 аварийных дела.
В 43 случаях по производству расследования делались замечания или дела
направлялись на дополнительное расследование – 18 случаев, из них с
изменением причин АС – 6 дел, изменением классификации – 6 дел,
изменением причастных лиц – 15 дел. В 5 случаях производился разбор
возражений судовладельцев по расследованию. Также рассматривались
поступавшие от капитанов морских рыбных портов заключения по
расследованию АС с судами рыбопромыслового флота.
Одним
из наиболее значимых критериев устойчивого безопасного функционирования
морского и речного транспорта является состояние аварийности.
На морском транспорте общее количество аварийных случаев уменьшилось на 37,7% (в 2008 г. произошло 48 аварийных случаев, в 2007 г. – 77 аварийных случаев).
На 57,1% уменьшилось количество кораблекрушений, связанных с гибелью судов (в 2008 г. произошло 3 кораблекрушения, в 2007 г. – 7 кораблекрушений).
На 75,0% уменьшилось количество аварий, связанных с гибелью людей (в 2008 г. произошла 1 авария, в 2007 г. – 4 аварии).
На 95,0% уменьшилось количество погибших в результате тяжелых аварийных случаев (в 2008 г. погиб 1 человек, в 2007 г. – 20 человек).
На
улучшение ситуации в значительной степени повлиял комплекс мер,
принятых Минтрансом России, Федеральным агентством морского и речного
транспорта и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта по
повышению безопасности мореплавания судов смешанного (река-море)
плавания в рамках проведенной в 2008 г. деятельности по предупреждению аварийных ситуаций, подобных имевшим место в 2007 г.
(керченские события, кораблекрушение т/х «Камюст-1» в Каспийском море).
Тем не менее следует отметить, что ответственность по обеспечению
безопасности мореплавания и судоходства нормативным правовым актом не
закреплена за Федеральным агентством морского и речного транспорта или
другим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Несмотря
на снижение роста аварийности, на морском и речном транспорте
сохраняются риски возникновения тяжелых транспортных происшествий по
следующим объективным причинам:
1.
Средний возраст морских судов, плавающих под Государственным флагом
Российской Федерации, составляет 25 лет. Большая часть судов
эксплуатируется с превышением нормативного срока эксплуатации.
2.
В отдельных случаях отмечается снижение требований к судам, особенно
превышающим нормативные сроки эксплуатации, со стороны российских
классификационных органов.
3.
Недостатки в организации государственного портового контроля в морских
портах, которые позволяют в отдельных случаях осуществлять выпуск из
российских морских портов российских и иностранных субстандартных судов.
4.
Значительное количество судоходных компаний, эксплуатирующих менее 3
судов (более 6 тыс. судовладельцев). Как правило, эти организации
эксплуатируют суда, значительно превышающие нормативные сроки службы. В
этих организациях суда имеют значительное количество недостатков в
области обеспечения безопасной эксплуатации и предупреждения
загрязнения окружающей среды. Именно эти организации несвоевременно
внедряют международные стандарты в области безопасности мореплавания
(Правило 21 МАРПОЛ-73/78, глава V СОЛАС-74 – внедрение АИС).
5.
Недостатки в деятельности организаций, оказывающих в морских портах
услуги по обеспечению безопасности мореплавания (деятельность
операторов СУДС, лоцманское обеспечение).
6.
Недостатки в несении аварийно-спасательной готовности и готовности сил
и средств к ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, связанных с
отсутствием достаточных сил и средств.
Анализ аварийных происшествий
Анализ статистических данных по видам аварийности на морском транспорте за 2008 г.
показывает, что навигационная аварийность с морскими судами сократилась
на 45,5%, что было обусловлено в первую очередь принятием эффективных
мер со стороны органов государственного портового контроля и органов
Госморречнадзора (в 2008 г. произошло 30 навигационных АС, в 2007 г. – 55).
В навигационной аварийности:
посадки
на мель и касания подводных препятствий составили 40% (12 случаев, из
них 4 (33,3%) АС – с морскими судами, 6 (50%) АС – с судами смешанного
(река-море) плавания, 2 (16,7%) АС – с судами портофлота);
столкновения составили 16,7% (5 АС, из них 4 АС – с судами смешанного (река-море) плавания и 1 АС – с судном портофлота);
навалы составили 20% (6 АС, из них 4 АС произошло с морскими судами, 2 АС – с судами смешанного (река-море) плавания;
повреждения
в штормовых условиях составили 20% (6 АС, из них 4 АС произошло с
морскими судами, по 1 АС – с судами смешанного (река-море) плавания и
портофлотом).
Техническая аварийность осталась на уровне 2007 г. и составляет 16 (33,3%) от всех АС, произошедших в 2008 г. (в 2007 г. произошло 16 технических АС).
Из
них 8 (50%) АС произошло с морскими судами, 6 (37,5%) АС – с судами
портофлота, 2 (12,5%) АС – с судами смешанного (река-море) плавания.
Повреждения
главного двигателя составили 5 (31,3%) технических АС, из них 3 случая
с морскими судами, по одному АС с судами смешанного плавания и
портофлота. Повреждения корпуса произошли в 6 случаях (37,5%), причем в
4 из них из-за отказов механизмов (обесточивание судна, отказ рулевого
устройства) и последующих навалов – 3 АС и посадок на мель – 1 АС, в 2
остальных случаях повреждения корпуса произошли из-за коррозионного
разъедания корпуса и примыкающих трубопроводов.
Взрывы и пожары в 2008 г. сократились в 3 раза (на 66,7%). В 2008 г. произошло 2 пожара, в 2007 г. – 6 взрывов и пожаров.
По типам судов аварийные случаи произошли:
21 (43,8%) АС с морскими суднами;
16 (33,3%) АС с судами смешанного (река-море) плавания;
11 (22,9%) АС с судами портофлота.
Компаниями, допустившими наибольшее количество АС в 2008 г., являются:
ОАО «Северное морское пароходство» – 4 АС;
ОАО «Сахалинское морское пароходство» – 3 АС;
ЗАО «Навигатор» – 2 АС.
Аварийные случаи произошли:
–
за пределами портовых вод, в территориальном море РФ – 15 АС, из них: с
морскими судами – 5 АС, с судами смешанного (река-море) плавания – 6
АС, с судами портофлота – 4 АС;
–
в морских портах РФ – 17 АС, из них: с морскими судами – 8 АС, с судами
смешанного (река-море) плавания – 2 АС, с судами портофлота – 7 АС;
– в международных водах – 16 АС, из них: на морских судах – 8 АС, на судах смешанного (река-море) плавания – 8 АС;
–
в иностранных морских портах и в узкостях – 9 АС, из них: с морскими
судами – 5 АС, с судами смешанного (река-море) плавания – 4 АС.
Основные причины аварийных случаев:
1. Ошибки судоводительского состава в управлении судном.
2. Низкая квалификация членов экипажей судов, особенно экипажей смешанного (река-море) плавания.
3. Необеспечение безопасных условий труда со стороны судовладельцев.
4. Износ механизмов и оборудования судов.
5. Недостатки в организации государственного портового контроля при оформлении отходов судов из российских портов.
6.
Недостатки в освидетельствовании судов со стороны органов классификации
судов, что подтверждается намечающейся тенденцией повышения количества
навалов и других происшествий из-за отказов работы механизмов и судовых
устройств.
7. Недостатки в навигационно-гидрографическом обеспечении морских путей.
8. Ошибки операторов СУДС и лоцманов.
Деятельность Госморречнадзора по пресечению нарушений правил плавания
В
течение года Госморречнадзором осуществлялся мониторинг нарушений
правил плавания морскими судами и судами смешанного (река-море)
плавания.
При
нарушении судами под Государственным флагом Российской Федерации правил
плавания в международных и иностранных водах, где имеются системы
разделения движения судов или зоны, запретные для плавания, имеет место
практика, при которой соответствующие государства фиксируют нарушения,
допущенные судами под Государственным флагом Российской Федерации, и
направляют данные о них в Министерство иностранных дел Российской
Федерации в виде вербальных нот.
Вербальные
ноты МИДом России и Министерством транспорта Российской Федерации
направлялись для принятия мер в Ространснадзор. По данным нарушениям
Госморречнадзором проводились проверки, судоходным компаниям
выставлялись требования о разработке мероприятий по недопущению
повторения подобных случаев.
В
сентябре-октябре 2008 года было зафиксировано значительное количество
нарушений районов плавания судами, имеющими ограничения по району
плавания. Практически по каждому судну-нарушителю установленного района
плавания, зафиксированного системой мониторинга судов «Виктория»,
соответствующим территориальным управлением производилось расследование
причин нарушения, классификационным обществам Госморречнадзором
давались поручения на проведение внеочередного освидетельствования
судов-нарушителей. По данному вопросу 28.10.2008 года в Ространснадзоре
состоялось расширенное совещание. В ходе обсуждения были установлены
отдельные недостатки учета нарушений системой «Виктория» и намечены
меры по их устранению.
Принятое
Минтрансом России решение о внедрении в 2009 году обязательной
регистрации в системе «Виктория» всех судов смешанного плавания
позволит повысить качество контроля за соблюдением данными судами
установленных ограничений по району плавания.
Регистрация морских судов
Регистрация
судов и прав на них в морских портах возложена ст. 76 Кодекса торгового
мореплавания Российской Федерации и Правилами регистрации судов на
капитанов морских портов.
По
данным на 1 января 2009 года, в морских портах зарегистрировано 3166
судов (кроме судов рыбопромыслового флота), из них строящихся – 21
судно.
Из общего количества зарегистрированных судов в морских портах более 60% судов имеют возраст 25 лет и старше.
Количество
и возраст зарегистрированных морских судов и судов смешанного
(река-море) плавания (кроме судов рыбопромыслового флота)
Возраст судов
Зарегистрированные суда
количество
процент
Государственный судовой реестр
до 25 лет
964
36,7
25 лет и старше
1663
63,3
ВСЕГО
2627
Бэрбоут-чартерный реестр
до 25 лет
162
52,3
25 лет и старше
148
47,7
ВСЕГО
310
Российский международный реестр судов
до 25 лет
103
49,5
25 лет и старше
105
50,5
ВСЕГО
208
Строящихся судов
21
Морские вести России №3 (303) 2009 г.
Должность/Профессия: Статьи | Добавил: Alldmin (2010 Июл 16)
Просмотров: 1748
| Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]